Рецензии

Отзывы и рецензии

Рецензии Александра Борисова

«Жрица сумерек»

Элина Сетани. Жрица сумерек. Книга 1. Фрагменты. — Alkemie XXI, 2019, 2021. — 207 с.

POC-tri-rus2-800w.jpgТекст книги сей «пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу»...

Почти как у Данте, образ сумрачного леса появляется здесь как предвестие в начале книги, в главе «Жрица сумерек: Дюны», и замыкает всё повествование в самом конце, в «Двухголосной мелодии». Это важно не только для повествования, сюжета и прочих литературных измерений романа, но, очевидно, и для текста как музыкального, «симфонического» произведения, в котором вступает одна тема, затем сменяется другой, третьей, причудливо переплетаясь друг с другом, и наконец возвращается к исходному лейтмотиву. Ну, не буду строить из себя знатока музыки, ни знатока литературы, просто поделюсь своими читательскими впечатлениями.

Книга разделилась для меня действительно на две половины: ДО части «Интерлюдия. Эфирные струны» и — после. Первая половина была приятным занимательным чтением. Я с удовольствием погружался в тусовочно-творческий мир молодых героев, их обще-жития и жизнетворчества, их дружб и любовей. И хотя я никогда не любил читать театральные пьесы с их бесконечными диалогами, но здесь в романе живые разговоры героев, записанные как бы на магнитофон, доставляли мне истинное наслаждение. Они напомнили мне такого мастера психологического диалога, как Джон Апдайк. И что-то говорило мне, что одними разговорами дело не обойдется, что здесь тоже, как и в «Кентавре» Апдайка, рано или поздно появится живой миф.

И, слава Автору, миф или нечто подобное появилось во второй половине романа. Ветерок из другого измерения пахнул уже в образе лидера группы «Сигма» Сайма, в (его) забавном «Интервью, которого не было». Но настоящий поворот в повествовании я почувствовал, когда в немецком, так сказать, западном экспрессе появился Джесс. Это стало как «Трансформацией пути» героини романа, так и трансформацией всего повествования о (её) пути, когда за внешним жизненным путем открывается его внутреннее, эзотерическое измерение, направление и движение. Тут книга меня уже забрала и захватила...

И третье, что меня покорило в романе, это сказочная история бродячего музыканта «Скрипач. Без времени». Эта глава отправила меня в далекое путешествие в пространстве и времени, в Уэльс времен крестовых походов. Слушая эту сказку, я позабыл обо всем предыдущем повествовании, как ребенок, которому читают на ночь. Я воспринял эту часть романа буквально как автономный фрагмент, каким-то непонятным (мне) образом связанный с остальными «фрагментами». Очевидно, глубинная связь фрагментов так или иначе прояснится в дальнейшем повествовании трилогии «Жрица сумерек».


«Завтрак у звездочета»

Элина Сетани. Завтрак у звездочета и другие рассказы. — Alkemie XXI, 2021. — 172 с.

zavtrak-cover-insta-800w.jpgРоман «Завтрак у звездочета и другие рассказы» мне понравился. Я смаковал его два вечера, а на третий вернулся к центральной, одноименной части и перечитал ее еще раз.

Что мне вообще нужно, чтобы книга понравилась? Как минимум две вещи. Чтобы она была мне интересна. И чтобы была хорошо написана. Со вторым все просто. Здесь хороший русский язык, простой, легкий стиль, когда глаз ничего не режет и ни на чем не спотыкается, и живые, естественные диалоги-разговоры героев, пересыпанные словечками молодежного сленга того времени. Все это делает текст вкусным и приятным для усвоения, так сказать. Одного этого, однако, не достаточно, чтобы книга понравилась.

Гораздо важнее, чтобы она была интересной. И меня многое в ней зацепило. Прежде всего — автобиографическая линия повествования, рассказ о взрослении, о психологическом, личностном и профессиональном становлении героини как композитора. И второе, это как через призму личности Элин воспринимается и описывается вся атмосфера, дух советского и постсоветского времени, в которое жил и я. И хотя я был далек от музыкального мира молодежи тех лет, слушал больше классику и эстраду, был чужд хипповским тусовкам, но было и что-то общее между кругами неформалов-музыкантов, художников и философов, куда я тоже был вхож. Стать свободно мыслящим философом в конце 70-х — начале 80-х мне было так же непросто, как кому-то — оригинальным музыкантом, художником, писателем. Не уверен, что мне это удалось. Тем интереснее было следить за перипетиями музыкально-жизненного пути героини романа.

(Кстати, на близкую тему я читал в прошлом году книгу Вл. Видеманна «Запрещенный Союз: Хиппи, мистики, диссиденты» (документальный роман. М., 2019). Не хочу бросить тень на это масштабное полотно, но я осилил его только до половины. Герои этого романа тоже тусуются в Москве, Ленинграде и Риге, но они почему-то не стали мне так симпатичны, как друзья Элин.)

Чтобы книга очень понравилась, (мне) нужна еще одна, третья вещь. Это некий резонанс с жизненной позицией автора, с его сокровенными устремлениями, с его кредо. «Не говори мне, откуда ты пришел, — как писал Ницше, — скажи, куда ты идешь». И в этом плане резонанс с автором у меня лишь частичный. Мне очень понравилось драматическое описание отношения Элин к кризису, пережитому ею в начале профессионально-личностной реализации в главе «Декабрь 1987». Не удержусь от одной цитаты:

И я загадала: если до середины декабря не произойдет ничего радикально хорошего, то я стану как все. Без всяких амбиций. Но если произойдет что-то, что вернет мне душевные силы, надежду, даст шанс заново поверить в свой путь, то я не сойду с него. Я хотела, чтобы небеса мне послали знак, и я попросила об этом.

Не буду пересказывать, чем и как, каким чудесным образом разрешился этот «договор» с небесами. Скажу только, что даже если бы в этом романе не было больше ничего интересного, ради этих десяти страниц его стоило бы написать!


«Танец с призраком»

Элина Сетани. Танец с призраком. — Alkemie XXI, 2021.

dance-coll-1-3-800.jpgПервую треть романа Элины Сетани «Танец с призраком» я проглотил залпом. Он сразу зацепил меня, а потом захватил целиком: и неожиданным сюжетом, и тонким глубоким психологизмом, и каким-то целомудренным эротизмом, и своим языком — живым русским языком, какого я давно не встречал в современной литературе. И тут я подумал: стоп, надо притормозить с этими героями-байкерами... и стал читать помедленнее, понемногу, наслаждаясь и смакуя каждую главу.

Название романа может ввести в некоторое заблуждение: нет, он не имеет ничего общего с балом вампиров и подобными жуткостями. Просто героиня романа, танцовщица Эва, по ходу дела снимается в сериале, где она играет роль известной в свое время бельгийской танцовщицы, звезды, ставшей к тому времени «призраком», тенью своей былой славы. Кстати, эти главы, описывающие съемку сериала, напомнили мне один знаменитый роман, «Голливуд» Чарльза Буковски. Должен сказать, при всей моей любви к современному американскому классику, его роман слегка бледнеет на фоне нашей писательницы, Буковски нервно курит в сторонке.

Однако в целом «Танец» — это роман больше на вечную и, казалось бы, немудреную тему — о мужской дружбе и любовном треугольнике, о реализации в карьере и творчестве — но через какие перипетии проходят его герои, русская девушка и два шведских парня! Любовь и ненависть, ревность и взаимопомощь. Готовы убить, но только спасают друг другу жизнь! Честно говоря, пока я читал этот роман, я так сжился с его героями, что переживал за них, как за собственных друзей. Дочитывая последнюю страницу, я почувствовал, как на глаза наворачивается скупая мужская слеза. Прощайте, Эва, Свен и Альф, славные друзья! Остается ждать новых, столь же проникновенных произведений Элины Сетани, ставшей ярким явлением на нашем литературном небосклоне. Не оскудела земля русская!

Александр Борисов, библиограф и философ по совместительству

© 2022 Etherstrings

Русский