[✍] Аспирантура: как это было [2019-10-05]

2019-10-05 05:03:10 +0300

Я собиралась написать пост про свою учебу в аспирантуре — и собиралась сделать это максимально позитивно (и, разумеется, честно). Удалось не сразу, и это третья попытка. Она без драмы.

Основной смысл: три года были потрачены не зря, и урок выучен.

Сперва предыстория. Магистерскую диссертацию я делала в британском университете в 2009–2011 гг. Это было здорово, интересно, познавательно, и это была реализация давней мечты, за что хочется сказать отдельное спасибо небесам и всем, кто мне помогал. Это изменило мою жизнь, без всяких преувеличений.

Мой научный руководитель, Dr John Reynolds, после того, как я защитила диссертацию, сообщил мне, что в универе скоро откроется курс PhD — и что мне прямая дорога туда, учитывая мои способности учиться и работать самостоятельно над выбранной темой. Но курс в Middlesex University открылся не сразу, время шло, и я стала задумываться о российской аспирантуре. И вот в 2016 году я взяла да и поступила, сдав экзамены, как положено. Кто следил за моими постами в Facebook, знает, о каком московском музыкальном ВУЗе идет речь.

Тема диссертации была — электронная музыка. Материал надо было освоить огромный, начиная с musique concrete (Пьер Шеффер, "конкретная музыка") и всего массива электронной академической музыки, чтобы придать научный базис моей довольно-таки "несерьезной" (по консервативным меркам российского музыкознания) теме.

Как работать — было понятно. Учеба на заочном отделении меня вполне устраивала. Времени на подготовку диссертации, казалось, у меня было более чем достаточно. За четыре года можно написать книгу, не только диссертацию.

Мне очень нравилась моя тема, и я перелопатила огромный объем материала.

Но чем дальше, тем яснее становилось, что защиты не будет. Или, чтобы она состоялась, после окончания учебы в аспирантуре нужно будет переписать всю диссертацию заново и защищаться не в Москве, а в периферийном ВУЗе, где электронную музыку придется заменить на что-нибудь, соответствующее тамошним требованиям. Перспектива была не из радостных. Бросать было жалко, но и продолжать мартышкин труд не имело смысла. И всё же я довольно долго не могла заставить себя принять решение.

В этом году, в конце мая, перед началом летней сессии, я связалась со своим бывшим научным руководителем в SAE, и его ответ пришел через три часа. Я писала ночью, а он живет в Новой Зеландии и получил мое письмо днем. Его ответ, его советы — этого было достаточно, чтобы заново начать мыслить адекватно и принять верное решение. Это потрясающе важно, когда хороший человек, ученый и профессор знает тебя и верит в тебя.

И тогда я отчислилась, сделав выбор, зная, что я буду делать дальше, как буду работать и над чем.

Для начала я дописала свой роман. Он стал трилогией. Когда-то я думала, что это будет всего одна книжка.

Теперь что касается PhD. Я лучше, чем три года назад, понимаю, как устроена российская наука. Мне не нравится, как она устроена, и я думаю, что нет смысла пытаться этому соответствовать. Я также знаю, что попытки адаптировать свои интересы и амбиции к жесткой системе мне и раньше плохо удавались (правильнее сказать — не удавались вообще), а эта еще и враждебная к чужакам (за редким исключением).

Стало быть, я буду работать дальше как независимый исследователь. Здесь это не принято, и у меня могут быть проблемы, если попробую опубликовать научную статью на русском языке — в отечественном научном журнале могут отказать "из-за отсутствия аффилиации", как они выражаются. Ничего страшного. Я могу и на нерусском. :-) А когда найду нормальный ВУЗ, то подам заявку на соискание ученой степени кандидата наук и защищу диссертацию. Такой вот план.

P.S. Также хочется выразить благодарность тем, кто мешал или кому было все равно. Эти люди (помимо их воли) помогли мне определиться. Лекарство было горьким, но пациенту оно помогло. А тем, кто пишет гениальную музыку — спасибо. Мне было интересно её изучать и писать о ней.


Комментарии на сайте отключены.
Вы можете связаться с автором и/или оставить комментарий в соцсетях:

Minds.com: SethaniProj
Facebook: Electronic Music Research Archives
Instagram: studio1000tracks
Twitter: 1000tracks

Просмотреть другие записи в блоге etherstrings.ru.

© 2019 Елена Степанова | Elena Stepanova

Русский